В Пермском крае избрали губернатора

Впервые с 18 лет я не ходил на выборы. Делюсь своими мыслями и наблюдениями.

Впервые с 18 лет не пошёл в это воскресенье на выборы. 51 неделя от решения быть в бюллетене до решения даже не ходить опустить бюллетень. 

Почему?

В прошлом году, кто бы что ни говорил о Государственной Думе, избирался орган, который имеет реальные, осязаемые конституционные полномочия инициировать перемены в страны. Да, каждый депутат обладает только 1/450 этих полномочий. Но из крупиц этих полномочий и формируется законотворчество. 

Был убеждён год назад и остаюсь с этим убеждением сегодня, что нашей стране нужны серьёзные усовершенствования законов и, как следствие, общественно-политических отношений. Что печально: эти перемены необходимы в интересах подавляющего большинства граждан страны, но самое это большинство в силу разных обстоятельств этого, увы, не осознаёт. По советской традиции представительская функция депутата (написать запрос о выделении средств на детскую площадку) в глазах избирателя имеет преимущественное значение перед функцией депутата как участника законодательного процесса (изменить правила, из-за которых отсутствуют деньги на детские площадки).

Вместе с тем накопилась критическая масса несовершенств в таких фундаментальных актах как Бюджетный, Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, которые требуют устранения, если мы хотим предотвратить дальнейшее развитие отрицательных тенденций в нашей хозяйственной и общественной жизни. Тех самых тенденций, о вопиющих проявлениях которых мы всё чаще читаем из новостных лент.

Эмоционально многим губернаторские выборы казались значимее. Но так ли это?

Скажу для кого-то банальную, но очевидную истину. Вчера не было иного разумного выбора, кроме выбора губернатором того, кто был рекомендован из Кремля. Как фамилия такого человека? Не важно. Был рекомендован Максим Решетников. Но мог быть рекомендован любой чиновник или неведомый офицер ФСО. Имевший отношение к региону, как Максим Геннадьевич, или не имевший. И он был бы избран. С поддержкой 85% избирателей при явке 40% и без участия Хараськина (подставьте на это место любую фамилию любого пермского политика, о котором можно сказать, что он политик, а не чиновник) или с поддержкой 70% при явке 50% и при участии Хараськина (подставьте на это место любую фамилию любого пермского политика, о котором можно сказать, что он политик, а не чиновник).

Почему? Потому что люди идут на выборы, чтобы власть решила их насущные проблемы. Губернатор же в 71 субъекте Российской Федерации (включая Пермский край) не способен добиться этого без поддержки федерального центра. Так устроен действующий бюджетный процесс, в силу которого регионы вынуждены клянчить дотации в Москве, чтобы исполнить даже свои текущие обязательства перед населением. Не говоря уже о том, чтобы заниматься серьёзным развитием территории - на эти цели деньги точно нужно просить в Москве. Считаю ли я это правильным? Нет, не считаю. Но, как показали прошлогодние выборы, моё мнение разделяет только 2% избирателей.

Люди голосуют за любого ставленника из Кремля, потому что понимают, что это лучшая гарантия получения федеральных денег на решение региональных проблем. О чём речь шла в этот раз? Демонтаж ж.-д. ветки Горнозаводского направления на территории Перми, новое здание картинной галереи, новая сцена для оперного театра. Вероятно, перенос зоопарка и третий мост через Каму. Джентльменский набор для каждого руководителя сперва Пермской области, а теперь и Пермского края.

Справится ли Максим Геннадьевич с этими задачами? Только Господу это известно. От бывшего федерального министра Басаргина этого тоже ждали. Пять лет прошло, а воз и ныне там. Хочу верить, чтобы у Решетникова и тех, кого он решит привлечь в свою команду, получилось исполнить предвыборные обещания и искренне желаю новому губернатору удачи в этом: благополучие жителей края должно быть общей целью всех политических сил, а не заложником личных амбиций.

Чтобы губернаторские выборы стали местом конкуренции реальных (т.е. имеющих под собою финансовую основу) альтернативных программ развития региона, не достаточно изменить законодательство о муниципальном фильтре. Необходимо менять бюджетное законодательство, превращать регионы в самодостаточных участников финансового планирования в стране. Это вопрос к законодателям. И вопрос к избирателям на следующих выборах депутатов Государственной Думы - уже всего через четыре года.