Перспектив роста доходов Перми не видно

Предпосылок для изменения прогноза социально-экономического развития Перми пока, увы, нет

Вместе с депутатом Государственной Думы от "Единой России" Игорем Сапко прокомментировал для РИА "ФедералПресс" предложения некоторых депутатов Пермской городской Думы пересмотреть прогнозы социально-экономического развития города с целью увеличения прогноза по доходам и, следовательно, расширения расходной части бюджета.

Публикую свой комментарий, данный журналистам, полностью:

Вид на здание Законодательного Собрания Пермского края с улицы Ленина. Фото автора

"Городской бюджет Перми – это бюджет латания дыр. Рост доходов и, следовательно, расходов в нём заложен на уровне ниже инфляции. Следовательно, администрация города и гордума предполагают, что реальных средств на решение задач местного значения станет только меньше. 

Два основных показателя, влияя на которые можно увеличить доходную часть городского бюджета, это фонд оплаты труда (от которого исчисляется налог на доходы физических лиц – основной источник доходов городского бюджета) и управление городским имуществом. Следовательно, только увеличение занятости, рост доходов населения и рост арендных ставок на городское имущество на этом фоне создадут предпосылки для роста городского бюджета (и откроют возможности для увеличения вложений в изношенную городскую инфраструктуру). Сейчас этих предпосылок нет. 

Статистика фиксирует рост «серого сектора»: растут зарплаты в конвертах, что уменьшает поступления в бюджет. Более трети предприятий убыточны, сокращают штаты. Повышение ставок ЕНВД на малых предпринимателей, что теоретически могла бы предпринять дума, проблему не решит – напротив её усугубит, снизив покупательный спрос: в секторе, где работают ипэшники, с жиру никто не бесится сейчас. 

Противостоять этим тенденциям на уровне городской власти невозможно, потому что городской бюджет сам зависит от дотаций и инициировать серьёзные проекты, направленные на развитие города, самостоятельно не может. Очевидно, что для исправления ситуации необходимы масштабные инвестиционные проекты, связанные с развитием городской среды и нацеленные на создание рабочих мест. Но какой из таких проектов ни возьми, они нереализуемы без поддержки и инициативы со стороны краевых властей. Например, прекрасный проект «Первогород» к 300-летию Перми. Или демонтаж железнодорожных путей Горнозаводского направления на левом берегу Камы. Или меры по созданию в Перми инженерного кластера (а это и налоговые льготы, и меры по поддержке строительства офисных площадей, и содействие коммуникациям малого бизнеса и пермской «оборонки»). 

Все эти проекты способны создать рабочие места, повысить эффективность использования муниципального имущества, т.е. привести к увеличению доходов пермского бюджета. Но первоначально они требуют сотен миллионов рублей инвестиций: которых нет в городском бюджете, но которые могут быть изысканы в бюджете краевом. В том числе, используя механизм Корпорации развития Пермского края. 

Вероятно, что не последняя задача, которую администрация губернатора решала, переводя краевого министра экономического развития Виктора Агеева на должность первого заместителя главы Перми, была координация потребностей Перми в инвестициях и возможностей Пермского края в их привлечении. Уверен, что Виктор Геннадьевич эти вызовы также осознаёт, проблемы понимает и к их решению активно подключится".