Эстафета: от победителя рэкетиров к строителю глобальной компании

Если компания нуждается в тех, кто сможет её вывести на глобальный уровень, то это не означает, что те, кто привёл её в эту точку, но не могут вести дальше, были неэффективны или не нужны. Просто их время ушло...

Утром прочитал рассуждения одного искренне глубоко уважаемого мною предпринимателя о том, как много один из кандидатов в Президенты сделал для страны, но как грустно этому предпринимателю при этом сравнивать положение дел в российской экономике с тем, что он видит во время поездок в Дубае, Шанхае и прочих Куала-Лумпурах.

Дубай: в 1980 и 2015 годах

О чём подумалось в этой связи. Самая тяжёлая стадия развития предпринимателем собственного дела, созданного с нуля - когда предприниматель в личном развитии начинает отставать от потребностей компании. В этот момент настаёт сложная дилемма: можно пытаться делать вид, что ничего не происходит ("я компанию создал, я миллионер, а ты если такой умный, то почему такой бедный - от таких советы не приемлю!"; "я -дцать лет во главе собственной компании, а ты сколько дней ею руководил?!"), либо начать наём квалифицированных управленцев, формирование корпоративных структур, переход компании к публичности. Жизнь по уставу, а не по прихоти.

Успешные примеры есть у обоих путей. Но на первом пути доля успеха ничтожно мала, а вот на втором пути, по данным статистики, вероятность успеха существенно выше.

К чему я это? Если собственник передаёт управление, переходя из состояния активного управленца в состояние пассивного акционера, то это не говорит о том, что он неудачник, это не говорит о том, что он ничего не добился. Это не умаляет всех его достижений за годы, прошедшие с момента открытия собственного дела. Это не отрицает, что за прошедшие годы он смог решить множество проблем и добился немалых побед, обойдя многих менее успешных конкурентов.

Именно благодаря его прежним победам компания сегодня поднялась на тот уровень, который требует новых подходов, новых взглядов, новых людей. Потому что именно благодаря прежним успехам сегодня она сталкивается с качественно иными проблемами. То, что ты был эффективен и успешен в защите своих ларьков на рынке от рэкетиров, не означает, что ты будешь эффективен в выводе национальной компании на глобальный рынок. Как и привлечение тех, кто сможет решить эту задачу, не означает, что ты был плох в разгоне рэкетиров или что без разгона рэкетиров можно было бы сегодня замахиваться на новый уровень.

Передача эстафетной палочки в такой ситуации - не поражение, а признание заслуг.

Если вместо компании мы поставим в наши рассуждения государство, неужели, что-то в подходах принципиально поменяется?