Бюджет без поддержки предпринимателей

Губернатор Решетников представил свой первый бюджет - бюджет роста нагрузки на предпринимателей

1 октября губернатор Пермского края Максим Решетников направил свой первый проект бюджет в Законодательное Собрание края.

Проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 годов предполагает рост доходов со 115,6 до 122,8 млрд рублей и расходов со 121,5 до 128,6 млрд рублей. За три года регион накопит 20,7 млрд рублей новых долгов, привлечёт до 42,0 млрд рублей кредитов. И это при том, что за три года регион прогнозирует получить субсидий и субвенций от федерального центра на 35,7 млрд рублей.

Прежде всего, обращаю внимание, что предполагается привлекать кредиты для финансирования бюджетного дефицита у банков. Считаю эту меру не оптимальной. Как показывает анализ текущих тенденций на долговом рынке, гораздо выгоднее привлекать средства через размещение облигаций. Думаю, краевому министерству финансов стоило бы изучить такую возможность. Надеюсь, депутаты Законодательного Собрания соответствующий запрос сформулируют. Это сэкономило бы бюджетные средства на обслуживании долга, помогло эффективнее управлять долговыми обязательствами края в дальнейшем.

Рост доходов краевого бюджета в основном связан с ростом налоговой нагрузки на действующие предприятия, не связанный с ростом их доходов: во-первых, это постепенный отказ от региональной льготы по налогу на прибыль организаций, во-вторых, перевод расчёта налога на имущество на кадастровую оценку, что увеличит налогооблагаемую базу и платежи для плательщиков. Так, рост доходов бюджета от налога на имущество – более чем на 20%.

При этом при анализе бюджета бросается в глаза ничтожная доля поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (0,4%). В данном аспекте претензий к министерству финансов Пермского края быть не может – прогноз выполнен в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. Но это вопрос к представляющим регион в Москве депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации: считают ли они подобное распределение справедливым, не считают ли необходимым инициировать поправки в Бюджетный кодекс, увеличивающие поступления в региональный бюджет от пользователей недр?

Главный приоритет края в расходной части бюджета – здравоохранение, что соответствует предвыборным обещаниям Максима Решетникова. Ежегодные расходы на эти цели запланированы на уровне 24 – 25 миллиардов рублей. Краевой бюджет увеличивает финансирование медицины на 13%. В условиях дефицитности бюджета это значимое увеличение. Считаю это решение сбалансированным и оправданным.

Отдельно хочу выделить предложение направить 7 млрд рублей на строительство новой сцены оперного театра (должна появиться к 2022 году) и 1,4 млрд рублей – на строительство нового здания художественной галереи (к 2021 году). Цифры представляются обоснованными с учётом заложенного прогноза инфляции (4% в год).

На выкуп завода им. Шпагина с целью создания рекреационного пространства в Перми запланировано 222,5 млн рублей.

Увы, в проекте бюджета не нашлось места в должной мере поддержке предпринимательской активности в регионе – напротив, предполагается существенный рост налоговой нагрузки, а на меры поддержки промышленности региона за три года краевые власти выделяют всего 5,4 млрд рублей (из них 59 млн – на формирование «имиджа Пермского края как территории, благоприятной для инвестирования»).

Но без роста инвестиций (а его необходимо стимулировать) долговременного роста налоговых поступлений, а, следовательно, и увеличения денежных ресурсов для исполнения бюджетных обязательств, не будет.

Уверен, Законодательному Собранию стоит рассмотреть возможность увеличения мер поддержки создания новых рабочих мест в крае, в частности, через выделение средств на субсидирование процентных ставок по привлекаемым предприятиями края кредитам на эти цели. Вероятно, за счёт роста бюджетного дефицита. Эта мера увеличит поступления и по налогу на прибыль, и по налогу на доходы физических лиц уже в перспективе 2 – 3 лет. А это основные и самые значимые источники поступления денег в краевой бюджет.

Хочется верить, что вопрос увеличения поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне краевые власти постараются прояснить в диалоге с представителями делового сообщества и учтут в окончательной версии бюджета.

Для иллюстрации. Губернатор Пермского края Максим Решетников (справа) и председатель Законодательного Собрания Валерий Сухих. Фото администрации губернатора Пермского края